Вы здесь

5 евро за безвиз: почему система разрешений на въезд в ЕС не станет "зрадой" для Украины

В среду Европейская комиссия вышла с новостью об изменении будущего порядка въезда в страны Шенгенской зоны. Изменения коснутся государств, получивших безвизовый режим.

Эта новость не стала большой неожиданностью для экспертов. В августе 2016 года в СМИ даже попала информация о том, какой может оказаться новая система.

Неофициальная информация была довольно угрожающе: мол, разрешение на въезд будет стоить около 14 долларов. Без уточнения, идет ли речь о плате за каждый въезд, или за длительный период. В первом случае это было бы невероятно дорого, ведь есть люди, которые въезжают в страны ЕС чуть ли не ежедневно.

Тогда Еврокомиссия воздержалась от комментариев, сохраняя интригу. А 16 ноября выяснилось, что на самом деле ничего страшного не произойдет.

Право пользоваться безвизом будет стоить 5 евро. И не каждый раз, а 1 раз в 5 лет.

Сначала тезисно о том, что изменится после введения системы под названием EITAS:

  • во-первых, ни завтра, ни через неделю, ни в день введения безвиза для Украины новая схема не будет работать. В ЕС надеются запустить ее только в 2020 году;
  • во-вторых, EITAS не будет заменителем визового режима. Процедуры принципиально иные. Заявка подается онлайн и ее можно даже подать за другого человека;
  • в-третьих, почти все заявители будут получать разрешение на въезд в течение нескольких минут после заявки. А из документов нужно будет подавать только паспортные данные. Согласитесь, это точно не является аналогом визового режима;
  • исключение составят те лица, о которых в базах данных ЕС есть записи с пометкой о нарушении, о вероятной причастности к преступному миру и т.п. В единичных случаях рассмотрение заявок может длиться до 14 дней с запрашиванием дополнительных документов. И конечно, для таких лиц не исключен отказ во въезде;
  • и самое главное, что эту процедуру не нужно проходить при каждом въезде. "Разрешение на безвиз", выданное однажды, будет действовать пять лет.

Что происходит и зачем это Евросоюзу?

Ни для кого не секрет, что Украина – не первая страна, которая получит безвизовый режим с Европейским Союзом. В безвизовом списке – около 60 государств, которые попали туда по разным сценариям.

Это и США, и балканские государства, и почти вся Южная Америка, и даже некоторые экзотические страны Океании.

Ежегодно границу ЕС по безвизовому режиму пересекает около 30 миллионов человек. Юридически "безвизового путешественника" могут завернуть на границе, но у пограничника обычно есть на это не больше минуты. Этого достаточно, чтобы "пробить паспорт" по базам Интерпола и Европола, задать вопрос о цели визита, но не больше.

Полиция (которая, кстати, всегда является наибольшим оппонентом безвиза) давно жалуется, что этого недостаточно для противодействия международной преступности.

А после серии терактов в ЕС убедились: нужно что-то менять.

Исполнители последних терактов во Франции и Бельгии, кстати, не были "безвизовыми пассажирами", но в Европе выбрали курс на усиление всех видов контроля.

ЕС планирует ввести две масштабные базы данных, причем вторая не будет работать эффективно без первой. Вторая – это та, о которой идет речь в нашей статье: Европейская информационная система авторизации путешествий. Английская аббревиатура – EITAS.

А первая – единая база данных о пересечении путешественниками границы Шенгена. В это сложно поверить, но такой базы в ЕС до сих пор не существовало. Да, на границе ваш паспорт всегда сканируют, но централизованно эти данные нигде не хранились.

Так это в ЕС придумали такую штуку?

Нет, не они.

Европейский Союз, по сути, скопировал опыт США (система ESTA действует с 2008 года, стала обязательной с 2009 и платной – с 2010 года) и Канады (система ETA, работает с 2013), которые также ввели электронную авторизацию для "безвизовых" государств.

В ЕС не скрывают, что внедрение EITAS в определенной степени стало ответом на американское нововведение. Ведь европейские граждане, которые до того летали в США без виз, теперь столкнулись с необходимостью платить "въездной сбор" и были не очень рады этому.

Именно поэтому несколько месяцев назад звучали мнения, что стоимость авторизации составит 14 долларов – именно столько стоит регистрация в американской системе.

Но в конце концов идея "отомстить США" отошла на второй план, и это подтверждается довольно низкой стоимостью авторизации – 5 евро на 5 лет. Такую сумму можно назвать символической.

Для сравнения, авторизация в США стоит $14 на 2 года, в Канаде – 7 канадских долларов на 5 лет.

Может возникнуть вопрос – а зачем вообще эта символическая оплата?

Неужели ЕС не может сделать систему бесплатной? Ответ прост – нет, не может. Дело не только в ее стоимости (которая оценивается более чем в 200 млн долларов) и не только в дороговизне ее работы (ведь для работы системы нужен новый орган со штатом сотрудников).

Есть и другая опасность.

Если регистрация будет бесплатной, никто не сможет сдержать вал заявок, направляемых в систему. Можно будет "шутки ради" подать за день сотню тысяч заявок от вымышленных граждан – и работники новой системы не справятся с их обработкой.

Как получить разрешение на въезд в ЕС?

Во-первых, надо учитывать, что эта система еще не работает. Для ее запуска требуется разработать программный комплекс, создать новый орган, который будет заниматься предоставлением разрешений и т.п.

Во-вторых, она будет действовать только для безвизовых стран (но у нас есть основания надеяться, что Украина скоро войдет в их число).

Сейчас в Брюсселе рассчитывают, что новая система начнет эксплуатироваться с 1 января 2020 года.

Но для этого необходимо, чтобы законодательное предложение (которое, кстати, еще даже не готово!) в 2017 году одобрили Европарламент и Совет ЕС. Если же утверждение законопроекта или техническая разработка системы затянется, срок ее запуска будет перенесен.

Тем не менее, порядок получения разрешения уже известен.

Это – не заявка на визу: не понадобится никаких справок с работы или бронирования отелей.

Достаточно паспортных данных.

Подать заявку можно даже за другого человека – у которого, к примеру, сейчас нет доступа к интернету.

Теоретически можно податься даже из аэропорта, если вы забыли это сделать, но это довольно опасно, ведь авторизация может занять некоторое время. А на самолет не пустят до тех пор, пока вы не получите номера авторизации.

И кстати, на вопросе о времени стоит остановиться отдельно.

В Брюсселе настаивают, что 95% заявителей будут получать положительный ответ автоматически, в течение нескольких минут после подачи заявки. Еще 3-4% будут одобрены после того, как их заявку рассмотрят клерки центрального европейского органа, который будет контролировать работу этой системы. Остальные, 1–2% "подозрительных заявок", будут отправлены государствам-членам.

К слову, на этом этапе пока нет полной ясности по процедуре – в частности, о том, какие именно страны будут проводить проверку. Очевидно, речь идет о тех государствах, которые во время автоматизированной проверки покажут, что у них могут быть вопросы к данному заявителю.

Но вернемся к вопросу о времени.

Даже тем 5%, кто не получит моментальную авторизацию, не придется долго ждать. Почти всем придет ответ в течение 72 часов.

Опыт США и Канады показывает, что обычно речь идет о более коротком сроке – всего несколько часов.

Причем как центральная, так и национальные службы будут работать круглосуточно, поэтому не будет "проблемы выходных" или сложностей с авторизацией в ночное время.

Лишь отдельным заявителям (как говорят в Брюсселе, в "исключительных случаях") придется пройти дополнительную проверку. В том числе, возможно, предоставить дополнительные документы по запросу миграционных служб.

Детали этой процедуры пока не разъяснены. Можно предположить, что речь идет как о людях, в отношении которых есть серьезные подозрения (если в базах ЕС значится, что вы часто летали в Сирию или Иран – ждите проверку), так и о тех, у кого были бытовые проблемы в отдельных государствах-членах ЕС (например, не уплатил штраф за неправильную парковку).

Так #зрада или #перемога?

Конечно, дополнительные процедуры на пути к поездке сложно назвать "перемогой" :) Но все же надо признать, что Еврокомиссия смягчила процедуру регистрации настолько, насколько это возможно.

5 евро на 5 лет – точно не та сумма, которая может обременить.

72 часа для вынесения решения в отношении почти всех заявителей – точно не тот период, который можно называть ограничивающим (тем более, что в 98% случаев принятие решения заберет еще меньше времени, от нескольких минут до нескольких часов).

А потребность подавать заявку на авторизацию только раз в 5 лет даст достаточную гибкость.

А значит, новая система точно не станет "зрадой". Ни для украинцев, ни для граждан других "безвизовых" государств.

И, наконец, о позитиве.

Есть надежда, что после внедрения новой системы, то есть в 2020 году, тем, кто пересекает границу, станет даже легче.

Ведь пограничники могут отказать во въезде тем путешественникам, в отношении которых у них есть подозрения – и при наличии визы, и при безвизовом режиме. Еврокомиссия утверждает, что после запуска EITAS количество отказов снизится. Надеемся, что это обещание подтвердится на практике.

Источник: Европейская правда

Страна: